Відділ освіти, молоді та спорту Михайлівської районної державної адміністрації
Головна » Статті » Податкова

Регистратор расчетных операций в вопросах и ответах.

Регистратор расчетных операций в вопросах и ответах.

Обязан ли частный предприниматель - плательщик единого налога, который не использует  регистратор  расчетных операций применять  специальные платежные средства при проведении  расчетов за проданные товары?

Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.09.2010 г. N 878 "Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств" установлено, что субъекты ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом используют регистраторы расчетных операций, должны осуществить переход на обязательное принятие электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги).

Пунктом 2 этого постановления предусмотрено освобождение от обязательного принятия электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) заведений общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других военных формирований, студентов, учеников и преподавателей высших профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий, предприятий торговли с торговой площадью до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций), а также субъектов ведения хозяйства, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек.

Согласно статьи 9 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" физические лица - предприниматели при осуществлении продажи товаров (предоставлении услуг) не применяют регистраторы расчетных операций и расчетные книжки при условии уплаты единого налога.

В соответствии с пунктами 21 и 22 постановления КМУ от 15.06.2006 г. N 833 "Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров" субъект ведения хозяйства обязан обеспечить возможность использования специальных платежных средств во время осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством. Расчеты за проданные товары и предоставленные услуги могут осуществляться в наличной или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное) в соответствии с законодательством.

Следовательно, действующим законодательством не установлена обязанность относительно необходимости использования электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) субъектами ведения хозяйства, которые не применяют регистраторы расчетных операций.

Имеет ли право  частный предприниматель - плательщик единого налога, который не обязан использовать регистратор расчетных операций применять РРО без перевода в фискальный режим для ведения собственного  учета доходов и расходов?

Порядок и условия применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности регулируются   главой 1 «Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности» Налогового кодекса Украины (дальше НКУ).

Согласно пункту 296.10 статьи 296 НКУ плательщики единого налога первой - третьей группы не применяют регистраторы расчетных операций.

Также пунктом 6 статьи  9 Закона  Украины  от 06.07.1995р. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (с изменениями и дополнениями)  определено, что  регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются  при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицами - предпринимателями, которые платят единый налог.

В то же время статьей 13 Закона  Украины   «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» установлено, что лицо, которое в соответствии с положениями статьи 9 данного Закона имеет право вести учет доходов и расходов в соответствующих книгах без применения регистраторов расчетных операций, имеет право использовать собственные регистраторы расчетных операций без их перевода в фискальный режим работы.

Таким образом плательщики единого налога первой - третьей групп, которые  при осуществлении деятельности по продаже товаров (предоставлении услуг) не применяют регистраторы расчетных операций и расчетные книжки, имеют право использовать собственные регистраторы расчетных операций без их перевода в фискальный режим работы.

Физическое лицо – предприниматель на общей системе налогообложения осуществляет торговлю исключительно продукцией собственного производства. Имеет ли право частный предприниматель в случае осуществления торговли продукцией собственного производства не применять регистратор расчетных операций?

Налогообложение доходов, полученных физическим лицом - предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, которые избрали упрощенную систему налогообложения  определяется статьей 177 Налогового кодекса Украины (дальше НКУ).

Согласно положениям статьи 177 НКУ объектом налогообложения является чистый облагаемый налогом доход, то есть разница между общим облагаемым налогом доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица, - предпринимателя.  К перечню расходов, непосредственно связанных с получением доходов, принадлежат документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно раздела III этого Кодекса.

Подпунктом 177.10  статьи 177 НКУ определено, что физические лица - предприниматели применяют регистраторы расчетных операций в соответствии с Законом Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".

В соответствии со статьей  3 Закона Украины от 06.07.1995р. № 265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" (с изменениями и дополнениями), дальше Закон 265, субъекты ведения хозяйства, которые осуществляют расчетные операции в наличной или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны, в частности,  проводить расчетные операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций с распечаткой соответствующих расчетных документов, которые подтверждают выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных данным Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек.

Пунктом 1 статьи  9 Закона 265 определенно, что регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются  при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением прибыльных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.

То есть этим пунктом предусмотрено освобождение от применения регистраторов расчетных операций и расчетных книжек для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, а не для физических лиц – предпринимателей.

Таким образом физические лица - предприниматели, кроме лиц, которые избрали упрощенную систему налогообложения,   при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны применять  регистраторы расчетных операций в соответствии с Законом Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".

В каком размере на данное время  установлено предельную сумму расчетов наличностью предприятий (предпринимателей) между собой и физических лиц с предприятиями?

Со вступлением в силу  с 01.09.2013 постановления Правления Национального банка Украины   "Об установлении предельной суммы расчетов наличностью"  наличные расчеты между физическим лицом и предприятием (предпринимателем) за товары (работы, услуги) не должны превышать 150000 гривен.  Физические лица между собой по договорам покупки-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, могут рассчитываться наличностью в размере не больше 150000 гривен. Предельная сумма расчетов наличностью предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня остается неизменной и составляет 10000 гривен.

Кроме того,  Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине  (в редакции с 01.09.2013) определено, что если наличные платежи между предприятиями (предпринимателями) или между предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам превышают предельную сумму, то они проводятся исключительно в безналичной форме через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета.

Количество предприятий (предпринимателей) и физических лиц, с которыми осуществляются расчеты, на протяжении дня не ограничивается.

Расчеты за товары (работы, услуги), стоимость которых превышает 150000 гривен, осуществляется физическими лицами в безналичной форме с применением платежных инструментов, которые используются для инициирования переводов, а также путем внесения наличностью для последующего безналичного зачисления средств на текущие счета юридических лиц, физических лиц - предпринимателей - получателей средств.

Соблюдение ограничений относительно суммы наличных расчетов с физическими лицами, установленных Постановлением N 210, с 01.09.2013 является обязательным при проведении любых расчетов при участии физических лиц независимо от даты заключения договора, по которому они осуществляются.

Необходимо ли субъектам ведения хозяйства, которые подают в органам доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и  фискальных отчетных чеков  подавать Отчет  об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций по форме  № 3ВР-1? 

В соответствии с п.7 ст.3 Закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» с изменениями и дополнениями субъекты ведения хозяйства, которые осуществляют расчетные операции в наличной или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны подавать в органы доходов и сборов отчетность, связанную с применением регистраторов расчетных операций и расчетных книжек, не позже 15 числа следующего за отчетным месяца в случае, если этим пунктом не предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи.

Субъекты ведения хозяйства, которые используют регистраторы расчетных операций, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, которые создают контрольную ленту в печатном виде, должны подавать в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединили.

 Субъекты ведения хозяйства, которые используют регистраторы расчетных операций, которые создают контрольную ленту в печатном виде, за исключением электронных контрольно-кассовых регистраторов, должны подавать в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной или в безналичной форме, или об объеме операций по покупке-продаже иностранной валюты, которая содержится в их фискальной памяти.

  Субъекты ведения хозяйства, которые осуществляют расчетные операции в наличной или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли общественного питания и услуг обязаны ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций.

Учитывая вышеизложенное, субъекты ведения хозяйства, которые подают в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, не обязаны подавать Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций по форме № 3ВР-1.

При этом, такие субъекты ведения хозяйства не освобождаются от ежедневного печатания и хранения фискальных отчетных чеков.

Имеет ли право субъект ведения хозяйства в случае временного прекращения деятельности (выходные, праздничные дни, ремонт, санитарный день) не подавать информацию об объеме расчетных операций и копий фискальных отчетных чеков  по проводным или беспроводным каналам связи?

В соответствии с абз. вторым п. 7 ст. 3 Закона Украины от 06 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» с изменениями и дополнениями (дальше – Закон) субъекты ведения хозяйства, которые используют регистраторы расчетных операций, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, которые создают контрольную ленту в печатном виде, должны  подавать в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

Субъекты ведения хозяйства, которые используют регистраторы расчетных операций, которые создают контрольную ленту в печатном виде, за исключением электронных контрольно-кассовых регистраторов, должны подавать в органы доходов и сборов по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной или в безналичной форме, или об объеме операций по покупке-продаже иностранной валюты, которая содержится в их фискальной памяти (абз. третий п. 7 ст. 3 Закона).

Пунктом 13 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июня 2006 года № 833 предусмотрено, что в случае закрытия торгового объекта для проведения санитарных мероприятий, ремонта, технического переоборудования и проведения других работ субъект ведения хозяйства должен разместить рядом с информацией о режиме работы объявления о дате и периоде закрытия.

Учитывая изложенное выше, если субъект ведения хозяйства не осуществляет деятельность в конкретные дни (выходные, праздничные дни, ремонт на хозяйственной единице, и тому подобное), что подтверждается соответствующим приказом, то регистраторы расчетных операций не применяются и информация по проводным или беспроводным каналам связи не подается.

Как сдавать отчетность в электронном виде в  случае, если торговая деятельность осуществляется в населенных пунктах, где нет доступа к сети Интернет?

 Передача отчетности в электронном виде в органы доходов и сборов осуществляется на базе технологии Национального банка Украины проводными или беспроводными каналами связи. Для передачи указанной отчетности не обязательно иметь подключение к интернет-сети на хозяйственном объекте (магазине, киоске или автомобиле), где применяется регистратор расчетных операций.

По вопросам наличия и приобретения соответствующих модемов для конкретных моделей РРО необходимо обращаться в центры сервисного обслуживания или к производителям кассовой техники, которые должны провести соответствующую доработку ваших РРО для работы с модемами и подключение их.

Какая административная ответственность предусмотрена в случае, если контрольная лента не напечатана?

 Ответственность за неподачу в электронном виде отчетности об использовании РРО в соответствии с п. 9 ст. 17 Закона Украины вот 6 июля 1995 года №265/95-ВР "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" предусмотрена, начиная с 01.01.2014 года.

Норма этой статьи предусматривает, что к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн.) – в случае неподачи в органы государственной налоговой службы отчетности, связанной с использованием РРО, расчетных книг и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с регистраторов расчетных операций по каналам проводной или беспроводной связи.

В какой орган или службу необходимо обратиться для проведения соответствующей доработки имеющейся модели РРО и присоединения к им соответствующих модемов?

 Пользователям кассовой техники при ее приобретении или замене необходимо обязательно обращаться в Центры сервисного обслуживания или к производителям РРО по проведению ими соответствующего изменения этой модели.

Где можно получить ключ для передачи данных в электронной форме?

 Субъект предпринимательской деятельности может получить электронно-цифровой ключ в центре сертификации Министерства доходов и сборов Украины.

Преимуществом электронно-цифровых ключей, предоставляемых центром сертификации Министерства доходов и сборов, является то, что они предоставляются бесплатно.

Центром сертификации Министерства доходов и сборов электронно-цифровые ключи выдаются сроком на один год. После его окончания вы сможете получить новые – также бесплатно.

В Запорожской области созданы сектора регистрации пользователей Управления центра сертификации ключей Информационно-справочного департамента Министерства доходов и сборов. Центры расположен по адресам:

 г. Запорожье, ул. Чубаря, 4-я, справки по телефону: 219-06-27;

г. Запорожье, ул. Гудименко, 10 А, каб. 107 тел.:  213-53-36;

г. Бердянск, просп. Труда, 20, каб. 219 тел.: (06153) 38663;

г. Енергодар, просп. Строителей, 17, ЦОПП, каб. 1 тел.: (06139) 32572;

г. Мелитополь, ул. Кирова, 31, каб. 103 тел.: (0619) 422920.

Совместимо ли программное обеспечение с разными модемами и, соответственно, с РРО?

 Для представления отчетности в электронном виде необходимо приобрести лишь те модемы, использование которых предусмотрено производителем конкретной модели регистратора расчетных операций, и для которых  разработана соответствующая версия внутреннего программного обеспечения РРО, которая занесенная в Государственный реестр регистраторов расчетных операций.

По вопросам приобретения модемов и соответствующей доработки РРО необходимо обязательно обращаться в центры сервисного обслуживания или к производителям РРО.

После доработки центрами сервисного обслуживания ваших РРО и подключения модемов передача отчетности в электронном виде в органы доходов и сборов   будет осуществляться на базе технологии Национального банка Украины.

Головне управління Міндоходів у Запорізькій області

 

Категорія: Податкова | Додав: mih-vo (11.10.2013)
Переглядів: 990 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]